Подготовка и согласование всех видов экологической документации

Оказываемые услуги

1.    Составление заявки на постановку на государственный учет объектов, оказывающих НВОС.

На основании ч. 3 ст. 11 Федерального закона № 219-ФЗ в течение 2 лет со дня вступления в силу данного Федерального закона (до 1 января 2017 г.) юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность, обязаны поставить на государственный учет принадлежащие им на установленном законом праве объекты, оказывающие НВОС, в порядке, установленном ст. 69.2 Федерального закона № 7-ФЗ.

Невыполнение или несвоевременное выполнение обязанности по подаче заявки на постановку на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, представлению сведений для актуализации учетных сведений влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до ста тысяч рублейПри этом лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несет административную ответственность как юридическое лицо.

 

2.     Паспорта отходов I - IV класса опасности.

Паспорт опасного отхода составляется на отходы I-IV-го классов опасности для окружающей природной среды (ОПС), обладающие опасными свойствами (токсичность, пожаро- и взрывоопасность, высокая реакционная способность, содержание возбудителей инфекционных болезней). Форма паспорта заполняется отдельно на каждый вид отходов.

В случае отнесения отхода расчетным методом к V – ому классу опасности необходимо его подтверждение экспериментальным методом (согласно пункту 4 «Критериев отнесения опасных отходов к классу опасности для окружающей природной среды»). При отсутствии такого подтверждения отход относится к IV классу опасности.

Паспорт разрабатывает каждое юридическое лицо, независимо от формы собственности и Индивидуальные предприниматели. Даже при штате в один человек.

 

3.     Программа производственного экологического контроля (ППЭК).

Основные цели осуществления производственного экологического контроля:

     • организация системы текущего мониторинга осуществляемой деятельности в соответствии с законодательством РФ, поставленными экологическими целями и задачами;

     • обеспечение выполнения в процессе хозяйственной деятельности мероприятий по охране окружающей среды, оценка соблюдения требований законодательства;

     • накопление данных для анализа динамики количественных и качественных показателей по выбросам загрязняющих веществ в атмосферу, объемов образующихся отходов производства и потребления и также принятых для сбора и транспортировки к конечному объекту размещения/использования/обезвреживания.

Программа производственного экологического контроля разрабатывается с учетом требований Приказа №74 от 28 февраля 2018 г. Минприроды России (зарегистрирован Минюстом России 3 апреля 2018 г. за №50598), вступившим в силу 15 апреля 2018 года.

Отсутствие программы производственного экологического контроля у организации, или же ненадлежащее его осуществление расценивается как несоблюдение требований законодательства Российской Федерации и влечет за собой дисциплинарную, административную, уголовную или гражданско-правовую ответственность. В соответствии со ст. 8.2. КоАП РФ несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами влечет наложение административного штрафа:

     • на граждан - от одной тысячи до двух тысяч рублей;

     • на должностных лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей;

     • на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток;

     • на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

 

4.     Декларация о плате за негативное воздействие на окружающую среду.

Плату за негативное воздействие на окружающую среду обязаны вносить юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации, континентальном шельфе Российской Федерации и в исключительной экономической зоне Российской Федерации хозяйственную и (или) иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду (далее - лица, обязанные вносить плату), за исключением юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность исключительно на объектах IV категории. (п. 1 ст. 16 Федерального закона от 10 января 2002 г. №7-ФЗ).

Отчетным периодом в отношении внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду признается календарный год.

Плата, исчисленная по итогам отчетного периода в порядке, установленном ст. 16.3 от 10 января 2002 г. №7-ФЗ, с учетом корректировки ее размера вносится не позднее 1 марта года, следующего за отчетным периодом.

Лица, обязанные вносить плату, за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства, вносят квартальные авансовые платежи (кроме четвертого квартала) не позднее 20 числа месяца, следующего за последним месяцем соответствующего квартала текущего отчетного периода, в размере одной четвертой части суммы платы за негативное воздействие на окружающую среду, уплаченной за предыдущий год.

Несвоевременное или неполное внесение платы за негативное воздействие на окружающую среду лицами, обязанными вносить плату, влечет за собой уплату пеней в размере одной трехсотой ключевой ставки Банка России, действующей на день уплаты пеней, но не более чем в размере двух десятых процента за каждый день просрочки. Пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду начиная со следующего дня после дня окончания соответствующего срока.

Не позднее 10 марта года, следующего за отчетным периодом, лица, обязанные вносить плату, представляют в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти по месту нахождения объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, декларацию о плате за негативное воздействие на окружающую среду.

 

5.     Экологический сбор и декларация о товаре.

С 1 января 2016 г. в систему отношений, связанных с обращением с отходами, введен институт ответственности производителей и импортеров товаров за часть отходов от использования произведенных или ввезенных ими товаров.

Ниже приведен полный список подзаконных нормативно-правовых актов, регулирующих порядок утилизации отходов от использования товаров:

     • Распоряжение Правительства РФ №1886-р от 24 сентября 2015 (в ред. №43-р от 19 января 2017), содержащее перечень готовых товаров, включая упаковку, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств;

     • Постановление Правительства РФ №1073 от 8 октября 2015 «О порядке взимания экологического сбора»;

     • Постановление Правительства РФ №1342 от 8 декабря 2015 «Об утверждении правил представления производителями и импортерами товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, отчетности о выполнении нормативов утилизации отходов от использования таких товаров»;

     • Постановление Правительства РФ №1417 от 24 декабря 2015 «Об утверждении положения о декларировании производителями, импортерами товаров, подлежащих утилизации, количества выпущенных в обращение на территории российской федерации за предыдущий календарный год готовых товаров, в том числе упаковки»;

     • Постановление Правительства РФ №284 от 9 апреля 2016 «Об установлении ставок экологического сбора по каждой группе товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, уплачиваемого производителями, импортерами товаров, которые не обеспечивают самостоятельную утилизацию отходов от использования товаров»;

     • Приказ Росприроднадзора №488 от 22 августа 2016 «Об утверждении формы расчета суммы экологического сбора»;

     • Приказ Росприроднадзора №489 от 22 августа 2016 «Об утверждении форм акта совместной сверки расчетов суммы экологического сбора, заявления о проведении совместной сверки расчетов суммы экологического сбора, заявления о зачете суммы излишне уплаченного (взысканного) экологического сбора, решения о зачете суммы излишне уплаченного (взысканного) экологического сбора, заявления о возврате суммы излишне уплаченного (взысканного) экологического сбора, решения об отказе в возврате суммы излишне уплаченного (взысканного) экологического сбора, решения о возврате суммы излишне уплаченного (взысканного) экологического сбора».

Если организация, обязанная уплачивать экологический сбор, не предоставляет его расчет или не производит оплату в установленные законом сроки, то территориальный орган Росприроднадзора может взыскать задолженность через суд. При этом в качестве предупреждения о несвоевременной или неполной уплате экологического сбора, организации направляется требование о добровольной уплате задолженности. В случае, если в течение 30 календарных дней, данное требование не выполняется, то задолженность будет взыскана в судебном порядке.

 

6.     Разработка и согласование проекта «Оценка воздействия и расчет ущерба, наносимого водным биоресурсам и среде их обитания»
(Проект осуществления/планирования хозяйственной деятельности в водоохранной зоне)
.

Согласно постановлению Правительства №384 от 30 апреля 2013 «О согласовании Федеральным агентством по рыболовству строительства и реконструкции объектов капитального строительства, внедрения новых технологических процессов и осуществления иной деятельности, оказывающей воздействие на водные биологические ресурсы и среду их обитания» хозяйственная деятельность соответствующего объекта должна быть согласована с Азово-Черноморским территориальным управлением Росрыболовства.

В соответствии со ст. 8.42. КоАП РФ использование прибрежной защитной полосы водного объекта, водоохранной зоны водного объекта с нарушением ограничений хозяйственной и иной деятельности влечет наложение административного штрафа:

     • на граждан - от трех тысяч до четырех тысяч пятисот рублей;

     • на должностных лиц - от восьми тысяч до двенадцати тысяч рублей;

     • на юридических лиц - от двухсот тысяч до четырехсот тысяч рублей.

 

7. Нормативы допустимого сброса (НДС).

Предприятия, осуществляющие сброс сточных вод (бытовых, поверхностных и производственных) в водный объект, обязаны получить разрешение на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду. Для получения разрешения на сброс требуется разработка Проекта нормативов допустимых сбросов (НДС)Норматив должен быть установлен для каждого загрязняющего вещества в каждом выпуске сточных вод и для предприятия в целом.

НДС - нормативы сбросов загрязняющих веществ в составе сточных вод в водные объекты, которые определяются как объем или масса химических веществ либо смеси химических веществ, микроорганизмов, иных веществ, как показатели активности радиоактивных веществ, допустимые для сброса в водные объекты стационарными источниками.

Срок действия разрешения на сброс - 5 лет.

Основные нормативные документы, в соответствии с которыми разрабатывается проект НДС:

     • Федеральный закон №7-ФЗ от 10 января 2002 г. «Об охране окружающей среды»;

     • Водный кодекс № 74-ФЗ РФ от 3 июня 2006 г.;

     • Постановление Правительства РФ № 469 от 23 февраля 2007 г. «О порядке утверждения нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей»;

     • Приказ МПР РФ № 333 от 17 декабря 2007 г. «Об утверждении методики разработки нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей».

В соответствии со ст. 8.13, 8.14, 8.15 КоАП РФ №195-ФЗ от 30 декабря 2001 г. нарушение водоохранного режима на водосборах водных объектов, которое может повлечь загрязнение указанных объектов или другие вредные явления, невыполнение или несвоевременное выполнение обязанностей по приведению водных объектов, их водоохранных зон и прибрежных защитных полос в состояние, пригодное для пользования, а так же нарушение правил водопользования при заборе воды, без изъятия воды и при сбросе сточных вод в водные объекты влечет за собой наложение административного штрафа:

     • на граждан - от пятисот до пяти тысяч рублей;

     • на должностных лиц - от тысячи до тридцати тысяч рублей;

     • на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток;

     • на юридических лиц - от десяти до трехсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

 

8.     Отчетность об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов.

На основании приказа № 30 Минприроды РФ от 16.02.2010 г. субъекты малого и среднего предпринимательства представляют в уведомительном порядке отчетность в территориальные органы Росприроднадзора по месту осуществления своей хозяйственной и иной деятельности, в результате которой образуются отходы. Срок предоставления отчетности – до 15 января года, следующего за отчетным периодом. Отчетный период составляет один календарный год.

 

9.     Журнал учета образования и движения отходов по видам и техпроцессам.

В соответствии с приказом №721 Минприроды РФ от 01 сентября 2011 г. юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям необходимо вести учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, размещенных отходов. Учету подлежат все виды отходов I - V класса опасности. Данные учета обобщаются по итогам очередного квартала (по состоянию на 1 апреля, 1 июля и 1 октября текущего года), а также очередного календарного года (по состоянию на 1 января года, следующего за учетным) в срок не позднее 10 числа месяца, следующего за указанным периодом.

 

10.     Отчет о выполнении мероприятий производственного контроля.

Данный документ юридические лица обязаны представлять ежегодно до 25 марта года, следующего за отчетным.

 

11.     Отчетность по форме 2-ТП (отходы).

В соответствии с приказом Росприроднадзора №828 от 14 ноября 2011 г. форму федерального статистического наблюдения 2-ТП (отходы) ежегодно до 1 февраля должны представлять в Росприроднадзор абсолютно все юридические лица, индивидуальные предприниматели, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы производства и потребления.

 

12.     Отчет по форме 4-ОС "Сведения о текущих затратах на охрану окружающей среды и экологических платежах".

В соответствии с приказом Росстата №387 от 4 августа 2016 г. "Об утверждении статистического инструментария для организации федерального статистического наблюдения за сельским хозяйством и окружающей природной средой" форму федерального статистического наблюдения 4-ОС ежегодно до 25 января  должны представлять в территориальные органы Росстата юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие природоохранную деятельность, а также производящие оплату за НВОС.

 

13.     Документы о профессиональной подготовке (переподготовке) лиц, допущенных к обращению с отходами I – IV класса опасности.

В соответствии с ч. 1 ст. 15 ФЗ «Об отходах производства и потребления» №89-ФЗ от 24 июня 1998 г. лица, которые допущены к обращению с отходами I - IV класса опасности, обязаны иметь профессиональную подготовку, подтвержденную свидетельствами (сертификатами) на право работы с отходами I - IV класса опасности.

 

14.     Документы о подготовке руководителя, либо специалиста в области охраны окружающей среды и экологической безопасности.

Согласно ст. 73 ФЗ «Об охране окружающей среды» №7-ФЗ от 10 января 2002 г. руководители организаций и специалисты, ответственные за принятие решений при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, которая оказывает или может оказать негативное воздействие на окружающую среду, должны иметь подготовку в области охраны окружающей среды и экологической безопасности.

 

15.  Проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (ПНООЛР).

Часть 2 статьи 18 ФЗ  «Об отходах производства и потребления» №89-ФЗ от 24 августа 1998 г. гласит, что индивидуальные предприниматели и юридические лица, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, разрабатываю проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (обязателен для субъектов крупного бизнеса, государственных и муниципальных предприятий).

 

16.  Технический отчет о неизменности производственного процесса и используемого сырья.

В соответствии с п. 11 Порядка разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утвержденного приказом Минприроды РФ №50 от 25 февраля 2010 г. Нормативы образования отходов и лимиты на их размещение утверждаются сроком на 5 лет при условии ежегодного подтверждения индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами неизменности производственного процесса и используемого сырья в виде технического отчета.

 

17.  Проект нормативов предельно допустимых выбросов (ПДВ).

Предприятиям, деятельность которых связана с загрязнением атмосферного воздуха (наличие на производстве деревообрабатывающего оборудования, сварочных постов, автомобилей, котельных, стояночного парка и т.д.), необходимо иметь проект нормативов предельно допустимых выбросов (ПДВ) и получить разрешение на выброс загрязняющих веществ (ФЗ от 10 января 2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ФЗ от 04 мая 1999 №96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха»).

 

18.  Мероприятия по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метерологических условий (НМУ).

Неблагоприятные метеорологические условия (НМУ) – метеорологические условия, способствующие накоплению вредных (загрязняющих) веществ в приземном слое атмосферного воздуха (ст. 1 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха» №96-ФЗ от 04 мая 1999 г.). К НМУ относятся: приподнятая инверсия выше источников, штилевой слой ниже источника, туман.

В соответствии с ч. 3 ст. 19 № 96-ФЗ: «При получении прогнозов неблагоприятных метеорологических условий юридические лица, индивидуальные предприниматели, имеющие источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, обязаны проводить мероприятия по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, согласованные с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными на осуществление регионального государственного экологического надзора».

Отсутствие у предприятия утвержденного плана мероприятий по снижению выбросов загрязняющих веществ в атмосферу при наступлении НМУ влечет наложение административного штрафа (Статья 8.21. КОАП). В некоторых случаях возможно административное приостановление деятельности на срок до 90 суток. Нарушение условий специального разрешения на выброс вредных веществ в атмосферный воздух или вредное физическое воздействие на него также влечет наложение штрафа. Так же нарушение статьи 8.1 КоАП влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере до 100 тысяч рублей.

 

19.  Комплексное обслуживание предприятий.